Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Армия РФ продвигается рекордными темпами и продолжает достигать значительных успехов в Донецкой области. Чем это грозит
  2. В Генпрокуратуре считают, что участие в дворовых чатах — «это серьезное уголовное преступление»
  3. «Спорные территории», «пророссийское государственное образование» и «новые регионы РФ». Как Россия хочет поделить Украину
  4. Растет не только доллар: каких курсов ждать до конца ноября. Прогноз по валютам
  5. Появились два валютных новшества. Рассказываем, в чем они заключаются
  6. Дистрибьютер: Неофициально ввезенные в Беларусь автомобили китайского бренда скоро превратятся в «кирпичи»
  7. Российский олигарх рассказал, что Лукашенко национализировал его активы на 500 млн долларов
  8. В Минске огласили приговор основателю медцентра «Новое зрение» Олегу Ковригину. Его судили заочно
  9. Более 700 беларусов добавили в российскую базу розыска за последние полгода. Проверьте, есть ли вы в ней
  10. В Мининформе рассказали, почему в Беларуси пока не блокируют западные соцсети и платформы
  11. С 1 декабря введут новшества по оплате жилищно-коммунальных услуг. Рассказываем подробности
  12. «Посмотрим, к чему все это приведет». Беларуса заставляют подписаться за Лукашенко, а он отказывается, несмотря на угрозы


Множество российских знаменитостей публично выступили против российской войны в Украине и критиковали действия Кремля. Однако, наверное, главным объектом травли со стороны государственных СМИ России стал артист Максим Галкин. После отъезда из страны и объявления о перечислении денег в поддержку украинских беженцев о ведущем неприглядно высказалась главред телеканала RT Маргарита Симоньян, а на российском телевидении вышло несколько «обличительных» сюжетов о шоумене. Рассказываем, как Галкин из одного из самых известных артистов России стал «предателем».

Фото: eg.ru
Максим Галкин. Фото: eg.ru

Что случилось?

Сразу после начала российской агрессии в Украине Галкин одним из первых выступил с критикой действий России. Еще 24 февраля он опубликовал в своем Instagram черный фон и добавил эмоциональную подпись: «С раннего утра на связи с родными и друзьями из Украины! Не передать словами, что я чувствую! Как это все возможно! Не может быть оправданий войне! Нет войне!»

Практически сразу после этого высказывания у артиста начались проблемы. В первую очередь речь об отмене концертов. Наиболее известным стал эпизод с выступлением в Архангельске: мероприятие Галкина должно было пройти 14 марта. Однако оно не состоялось: к зданию местного драмтеатра, в котором был запланирован концерт, пришли недовольные люди, требовавшие вернуть им деньги за билеты.

«Зажравшиеся деятели культуры», — говорила одна из пришедших в театр женщин.

«Я не понимаю его политики, — говорил другой недовольный зритель. — Он человек-славянин, он человек русский, он должен отстаивать наши интересы. Он говорит какие-то, я не знаю, сложные слова в поддержку кого? Нацизма? Бандеровщины, которая пришла на Донбасс?»

В итоге концерт в Архангельске был отменен организаторами, а Галкин опубликовал сюжет местного телевидения о сдающих билеты зрителях у себя в Instagram, не сопроводив его комментариями. Аналогичная судьба постигла и другие выступления артиста в России — как объяснил он сам, из-за негласного запрета властей. Более того, позиция шоумена, по его словам, привела и к потере денег от рекламы. В частности, российские СМИ сообщали, что из телеэфира исчезли коммерческие ролики с Галкиным банка «Уралсиб» (они все еще доступны на канале компании в YouTube).

«В течение двух последующих дней российская власть — я не знаю, как они это делают технологически, — запретила мое лицо в рекламных паузах. У меня сорвались все рекламные контракты, которые на тот момент должны были пролонгироваться до конца года. Я потерял рекламные деньги — раз. Второе — я потерял концертные деньги, потому что в разных городах России местные власти, ФСБ стали запрещать мои концерты. Делать это негласно, не давая официальных бумаг и разъяснений, стали запугивать местных организаторов — из-за этого у меня стали переноситься или вообще отменяться концерты. Я пытался что-то сделать — нет, все, невозможно. <…> Вы поймите, если я не выступаю сейчас в России — это не потому, что я не хочу, и не потому, что зритель проголосовал против, сдав билет, — нет. А потому, что эти концерты стали запрещенными», — рассказывал артист в одном из обращений к зрителям.

К тому моменту сам Галкин с супругой Аллой Пугачевой и детьми уже был за пределами России — после отмены концертов они уехали в Израиль. Там он организовал гастрольный тур в разных городах страны и объявил, что часть гонораров переведет в поддержку беженцев из Украины. Любопытно, что отменились не только выступления Галкина в России, но и в европейских странах — например, в Эстонии.

Естественно, что и телевизионные проекты артиста постигла аналогичная участь. Шоу «Сегодня вечером», выходившее на российском Первом канале, пропало из эфира, а позднее СМИ написали, что оно вернется на экраны после майских праздников уже с новым ведущим. Так и произошло: в начале мая стало известно, что передачу будет вести артист балета Николай Цискаридзе. Пока неизвестна судьба шоу детских талантов «Лучше всех» — его также вел Галкин.

Изображение: ЦИСКАРИДЗЕ•NEWS / Telegram
Николай Цискаридзе. Изображение: ЦИСКАРИДЗЕ•NEWS / Telegram

Но несмотря на практически полное исчезновение артиста из российского публичного поля российская пропаганда о нем не забыла. В конце апреля главный редактор телеканала RT и информационного агентства «Россия сегодня» (в него среди прочего входят информагентство РИА Новости и агентство Sputnik) Маргарита Симоньян в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» сказала следующее: «Что творит сейчас Галкин? Я уже прошу у своих друзей, знакомых: ну не присылайте мне, я не могу это слышать, как он поливает помоями Россию и русскую армию. Но ведь это в первую очередь говорит о качестве этих людей, об их душевных признаках. Я не знаю, можно ли говорить об этом в эфире или нет, но я с позволения вашего скажу, потому что человек такие вещи позволяет, что я позволю себе сказать то, что думала о нем всегда. Когда человек, о котором достоверно всем известно, что он гей, для отвода глаз, для личного обогащения, для пути в карьере женится на пожилой женщине и убеждает всю свою не очень доверчивую аудиторию, что у них настоящая любовь… Ну вы же понимаете уровень внутреннего лицемерия, вранья и вообще качества этого человека. Но, зараза, они там как на подбор такие!»

Заявление Симоньян вызвало в российском обществе резонанс — в частности, среди других знаменитостей. В поддержку Галкина и его семьи высказались многие артисты: Лайма Вайкуле, Игорь Николаев, Алексей Панин, бывший супруг Пугачевой Филипп Киркоров.

«Ты держала свечку, чтобы публично очернять человека и его семью? — сказал в своем Instagram Киркоров. — Как на тебя должны смотреть дети Аллы и Максима? Как они должны смотреть на свою родину, в которой оголтелые выкрикивают такое на их родителей? Как ты смеешь публично унижать людей? Кто дал тебе право? Маргарита, ты главный редактор рупора нашей страны. Ты не имеешь права сеять раздор. Ты журналист, а не похабная бабка на базаре, разбрасывающая нечистоты слухов и сплетен».

В то же время Галкин, уехав из России, не изменил своей позиции. Он продолжает публично критиковать власти РФ за их действия в Украине. Так, 24 апреля телеведущий в своем Instagram резко высказался по поводу ракетного удара по Одессе, выразив соболезнования погибшим.

«Я не могу не задать пару естественных, как мне кажется, для каждого человека вопросов, — говорит на видео Галкин. — Вот вчера, в канун светлого праздника Пасхи, в день схождения Благодатного огня летят крылатые российские ракеты в жилой дом в Одессе, погибает семья, погибает трехмесячный ребенок. Как это все бьется? Вот как это? Объясните мне. Начнем с того, что крылатые ракеты не должны прилетать в жилые дома и в будние дни, не только в праздники. Но вы одновременно молитесь с патриархом Иерусалимским о мире. Вы, официальные лица, приезжаете, вы везете Благодатный огонь в Москву и при этом эта же власть посылает эти ракеты. Или это опять не мы? Я уже слышал объяснение, что, оказывается, потому эти „высокоточные“ ракеты попали в жилой дом, что украинское ПВО сбило эти ракеты. То есть, типа не должно работать ПВО, и тогда все будет хорошо? В таком количестве страшных вещей виновата Россия — и при этом говорит, что не виновата. Зверства в Буче — это не мы. Малайзийский „Боинг“ — это не мы. Мариуполь сравняли с землей — это не мы. В Одессу летит ракета — это мы, но не совсем мы. Все не мы. А мы чего там делаем?»

В то же время в России уже обсуждают возможные новые меры против артистов с гражданской позицией, не соответствующей официальной. Так, недавно стало известно, что в парламенте РФ думают над возможностью разработки законопроекта, запрещающего упоминать в СМИ имена артистов, уехавших из России. Депутат Совета Федерации Сергей Цеков отметил, что «это антироссийские люди, их имена надо навсегда забыть», а его коллега из Госдумы Сергей Бурлаков поддержал идею, сказав, что нужно прекратить «мусолить в СМИ недостойные российского гражданина плевки в сторону родной страны».

Также еще в конце апреля российские СМИ предполагали, что на Галкина могут завести уголовное дело по новой статьей «о фейках» (Статья 207 УК — «Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан») — как раз из-за пасхального обращения после обстрелов Одессы. Однако официальной информации по этому поводу нет.

Как Галкин стал известен?

Максим Галкин — сын военного, родившийся в Наро-Фоминском районе под Москвой. Из-за военной карьеры отца семья часто переезжала: Галкины жили в ГДР, Одессе, Улан-Удэ и лишь затем осели в Москве. Любопытно, что мать артиста была знакома с его будущей супругой Аллой Пугачевой — та даже была в гостях у родителей Максима во время жизни Галкиных в Восточной Германии.

По образованию Галкин лингвист — в 1998 году окончил Российский государственный гуманитарный университет. Однако уже в студенчестве он был известен как юморист. Славу ему принес жанр пародии — имитируя голоса известных персон (чаще всего, политиков, например, президента России Бориса Ельцина или главы партии ЛДПР Владимира Жириновского), артист начал выступать на различных шоу: как телевизионных, так и сценических. В то время, к примеру, Галкин гастролировал с юмористом Михаилом Задорновым. Сохранилась запись одного их первых выступлений артиста на российском ТВ — в передаче «Блеф-клуб» в 1998 году.

Особую популярность Галкин набрал на рубеже девяностых и нулевых. Получив ряд премий в сфере эстрады, в 2001 году артист стал ведущим крайне популярной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» на канале ОРТ. В этой роли он оставался до 2008 года. В то же время его стали приглашать вести крупные музыкальные фестивали и другие телешоу (в частности, новогодние программы). В 2001 году Галкин впервые дал сольный концерт в Витебске на фестивале «Славянский базар» — впоследствии такие выступления станут регулярными и одними из самых популярных среди публики мероприятия. В 2002 году Галкин дал два «сольника» под названием «А мне — 26!» в государственном Кремлевском дворце — знак всероссийского признания (концерт позже показали в новогодний вечер на Первом канале).

В начале нулевых артист также попробовал себя в музыкальном творчестве: в 2001 году вышла его совместная с Аллой Пугачевой песня «Будь или не будь». Этот же период положил начало и будущим отношениям артистов, ставших сенсационными.

«Песня была написана до того, как я познакомилась с Максимом. Вообще, Алла Борисовна попросила песню для дуэта, что она будет петь с одним очень талантливым человеком. Заинтриговала и не сказала с кем», — рассказывала телеканалу НТВ композитор Татьяна Залужная (Любаша). По предположению медиа, речь могла идти о Николае Баскове. Однако судьба сложилась иначе, в итоге, по словам Залужной, «Алла Борисовна и Максим Галкин вели себя [на съемках клипа] как два маленьких влюбленных воробья, как два ребенка, скорей, которым было очень весело друг с другом».

Впоследствии Галкина и Пугачеву стали все чаще замечать вместе, в том числе на публичных мероприятиях. История любви артистов широко обсуждалась в СМИ, тем более, что на момент начала отношений Пугачева была замужем за Филиппом Киркоровым. Они развелись в 2005-м — тогда же народная артистка СССР и юморист съехались. А в 2011-м Галкин и Пугачева официально зарегистрировали брак. Для последней он стал пятым по счету, при этом невеста была старше жениха на 27 лет. Любопытно также, что в 2017-м пара обвенчалась — хотя супруга уже проходила обряд венчания с Филиппом Киркоровым в 1994-м, а процедуры «развенчания» церковь не предусматривает.

Максим Галкин исполняет одну из пародий на конкурсе «Новая волна» в Юрмале, Латвия, июль 2009 года. Фото: Reuters
Максим Галкин исполняет одну из пародий на конкурсе «Новая волна» в Юрмале, Латвия, июль 2009 года. Фото: Reuters

А в 2013-м Пугачева и Галкин стали родителями: у них родились разнополые двойняшки. Сына назвали Гарри, а дочь — Елизаветой. По информации «Комсомольской правды», малыши являются биологическими потомками пары: они родились из яйцеклетки, которую Пугачева якобы «заморозила» одиннадцатью годами ранее (на момент рождения детей артистке было уже 64 года) — вскоре после начала отношений с Галкиным. Младенцев выносила суррогатная мать.

К тому времени Пугачева перестала давать концерты. Пара поселилась в подмосковном особняке, похожем на замок, — при этом Галкин продолжал свою карьеру на телевидении и выступления в юмористическом жанре. Он также снимал многочисленные видео с семьей для своего Instagram.

А раньше он как-то проявлял свою гражданскую позицию?

Да, Галкин и до этого остро высказывался по многим проблемным для российского общества вопросам.

Так, в 2012 году артист поделился мнением по поводу возможного принятия законов о «пропаганде гомосексуализма». Отвечая вместе с Пугачевой на вопросы в студии НТВ, он заявил: «Я не верю в то, что человек, который этот закон издает, думает о воспитании подрастающего поколения. <…> Как и в случае со сменой пола, нетрадиционная сексуальная ориентация не является болезнью. Да, может быть, это отклонение от нормы. Но это не может преследоваться в цивилизованном государстве. Другое дело — есть нормы приличия. Если вы делаете закон, который запрещает целоваться на улице, то пусть мужчины и женщины тоже не целуются на эскалаторе. Если это смущает детей, которые вообще не знают, что можно целоваться. Но выделять гомосексуалистов и устраивать из этого охоту на ведьм — это просто смешно. А главное, мне всегда казалось, что наше государство уже давно перешло на другой этап демократического развития. Но нет — все возвращается на круги своя. И только потому, что кому-то хочется завоевать очередной виток недорогой, но быстрой популярности».

«Я не очень понимаю, что произошло в нашей стране, что к этому вопросу внезапно возникло такое пристальное внимание. Может, нас хотят отвлечь от более серьезных проблем? В некоторых частях страны остро стоит проблема выживания, а люди ведут споры на пустом месте. На мой взгляд, никто никогда у нас в обществе гомосексуализм никому не навязывал. И в России нет необходимости в подобных законах», — заявлял он позднее в еще одном интервью.

Критиковал Галкин и российский ответ на американский «акт Магнитского» (закон, вводивший персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России) — запрет на усыновление российских детей-сирот американскими гражданами.

«<…> Привычка, укоренившаяся в России, считать, что признание ошибки — это проявление слабости. Когда наша власть поймет, что в стране уже достаточно много людей, верящих, что, признавая ошибки, ты становишься сильнее? Но пока что депутатам Думы легче принять чудовищный циничный закон имени погибшего ребенка, чем признать свою неправоту <…> И именно в те времена [СССР] государство на своем примере приучало нас, что сильная власть ошибок не признает, — писал Галкин в декабре 2012-го в своей колонке в «Комсомольской правде».

Кстати, свои мысли в этом издании Галкин публиковал, начиная с 2012-го. Среди опубликованных им мнений была и колонка об Иосифе Сталине: в материале, посвященном подготовке нового школьного учебника по истории, артист написал: «Я хочу, чтобы оценка Сталина не зависела от того, повезло ли ученику с учителем, чтобы в этом учебнике аршинными буквами красного цвета еще до перечисления каких-либо фактов было написано, что Сталин был кровавым диктатором, который планомерно и масштабно истреблял свой многонациональный народ, и никакие реальные заслуги не могут искупить его злодейств. И чтобы учитель русского языка привил уважение к каждому написанному в этой характеристике слову».

Однако хватало в публикациях Галкина в «Комсомольской правде» и критики в другую сторону. «В массовом интернет-сознании наша оппозиция окончательно приватизировала свободомыслие, а власть окончательно приватизировала патриотизм. Оппозиция так заигралась в свою избранность, что в разбирательствах, кто достоин быть в ее рядах, забыла, против чего она оппозиция, — писал он, рассуждая об оппозиционных СМИ. — Любая попытка трезво обсудить действия власти, взвешивая плюсы и минусы, не переходя на истошный вопль «жулики и воры!», расценивается как прокремлевская точка зрения с обязательным подозрением в проплаченности. Любая критика власти воспринимается как результат деятельности оппозиции, при этом во взорах самих оппозиционеров все чаще видно ощущение кастовости и совершенно нелиберальной закрытости для чужаков. Любая грязь, которая льется на президента — что примечательно, как правило, анонимно, — приветствуется чуть ли не как гражданский подвиг».

Любопытно, что в одной из колонок в 2013 году Галкин вступился за Николая Цискаридзе, которого в тот момент увольняли из Большого театра из-за критики проводившейся там реставрации.

«На кой черт мне — зрителю — подреставрированная коробка с новой позолотой, если там не танцует Николай Цискаридзе? Да, у гениального танцора, вполне возможно, непростой характер, а у какого художника он легкий? Или теперь всех несогласных на главной сцене заменят на покорных, как заменили старинные бронзовые ручки на пластиковый новодел? Наша страна продолжает прыгать на любимых граблях — незаменимых нет! Сколько их уже было у нашей Родины — талантливых сынов, вынужденных искать по миру лучшей доли? — задавался вопросом Галкин, еще не подозревая, что через десяток лет в роли уехавшего из России окажется он сам, а Цискаридзе займет его место на телевидении.

Колонку в «Комсомольской правде» артист перестал вести в 2014-м году — вскоре после агрессии России в Крыму и на востоке Украины.

При этом напрямую о политике и политиках Галкин в течение последнего десятилетия старался не высказываться. Как и не затрагивал политический аспект в своем творчестве — несмотря на то, что во многом именно пародии на политиков сделали его популярным в конце 90-х.

«У меня были сатирически острые периоды, когда время вдохновляло меня на политическую сатиру. Сейчас мне меньше всего хочется шутить о политике, она меня не вдохновляет. Нет новых персонажей, которых хотелось бы изобразить, вероятно, из-за возникшей стагнации. В моих концертах по-прежнему есть камерный политический блок. Никто не запрещает его давать в эфир, просто я этого не делаю, — рассказывал Галкин в интервью газете «Известия» в 2013 году. — <…> Что касается политики, то ругать власть сейчас — общее место, не хочется слепо следовать за модой. Когда мне хочется шутить про власть — шучу и чувствую себя совершенно свободно».

Но одним из последних перед войной резонансных высказываний Галкина стало заявление о существовании цензуры на российском телевидении, озвученное артистом на концерте в Новосибирске в 2019-м. Кроме того, во время мероприятия прозвучала и ирония в адрес Владимира Путина.

«Нам все время рассказывают про Украину. Меня уже так это достало. Я же не в Украине живу. Вы про нас расскажите! Как будто у нас все наладилось, понимаете, и осталось только украинцам помочь <…> С точки зрения телевидения советские времена вернулись в худшем смысле слова. Нам не дают времени обмозговать. Нам разжевывают: это враги, это вот это, вы сюда <…> Но пока хотя бы на концертах можно говорить что хочешь», — сказал юморист и отметил, что раньше на телевидении было больше политического юмора, но сейчас «у нас есть цензура», ведь «не все можно говорить с телевизионного экрана».

«Ну, я их понимаю, потому что сейчас такая обстановка, знаете, сложная… А когда она была простая? Конечно, Владимир Владимирович — он молодец, почти 20 лет уже у власти, он уже Брежнева обогнал. Конечно, он соображает лучше нас, потому что он так давно там. Естественно, ему скучно с этими мировыми лидерами, которые, наивные люди, меняются каждые четыре года. Кроме Ангелы Меркель, про которую немцы забыли, и она так и сидит. Они меняются, а он же соображает лучше всех, — сказал Галкин. — <…> А Путину самому уже скучно с нами. Мы скучные, у нас проблемы, у нас пенсии не те, тут не то, там не то. А он другими масштабами, он уже Марс мысленно завоевывает. А мы тут: «Ну, как нам дальше жить?» А он: «Потерпите, затяните поясок». Мы все затягиваем, кто на поясе, кто на шее… Потому что он совершенно другого масштаба уже личность».

После этого с критикой на Галкина обрушились сразу несколько российских телеведущих — в частности, Дмитрий Киселев, Владимир Соловьев и Артем Шейнин. «Я могу сделать только тот вывод, что Максиму, видимо, не хватает дополнительной реализации себя на социально-публицистическом поле… Поэтому, видимо, он комментирует те части телевидения, в которых он не присутствует и очень хочет. <…> Я думаю, что он сделал не совсем правильный вывод из примера Зеленского и начинает комментировать то, в чем не очень разбирается», — намекнул на политические амбиции Галкина Шейнин. Сразу после публикации этих высказываний появились слухи об отмене выступлений Галкина. Однако сам артист их опроверг в своем Instagram.

Но уже через три года слухи превратились в реальность.